Помимо определения перечня выплат, которые будут участвовать в расчете среднедневного заработка, следует определить размер выплачиваемого пособия.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Впервые с 2007 г. размер оплаты пособия зависит не от продолжительности трудового стажа, а от продолжительности страхового стажа. Приведем подробно, каким образом определяется страховой стаж. Так, согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 3 июня 2006 г.) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ.
Кроме того, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются:
Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).
Следует обратить особое внимание на правила исчисления продолжительности стажа для определения процента выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Здесь важно отметить, что до конца 2006 г. принципиальной была непрерывность трудового стажа, а с 2007 г. - продолжительность общего страхового стажа.
В Законе N 255-ФЗ указан порядок, который должен применяться при подсчете стажа для лиц, имеющих по состоянию на 1 января 2007 г. трудовой стаж.
Так, гражданам, которые приступили к работе по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию, до 1 января 2007 г. и которые до 1 января 2007 г. имели право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере (в процентном выражении от среднего заработка), превышающем размер пособия (в процентном выражении от среднего заработка), полагающийся в соответствии с Законом N 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем более высоком размере (в процентном выражении от среднего заработка), но не выше установленного в соответствии с указанным выше законом максимального размера пособия по временной нетрудоспособности.
В случае если продолжительность страхового стажа застрахованного лица, исчисленного в соответствии с Законом N 255-ФЗ за период до 1 января 2007 г., окажется меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применяемого при назначении пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами, за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица.
Таким образом, при определении общего стажа, дающего право на оплату пособия по временной нетрудоспособности, следует учитывать непрерывный трудовой стаж, имеющийся у сотрудника по состоянию на 31 декабря 2006 г. и страховой стаж с 1 января 2007 г. В то же время, в случае если общий страховой стаж по состоянию на 1 января 2007 г. больше непрерывного трудового стажа - учитывается страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с указанным выше Федеральным законом подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Законом N 234-ФЗ установлено, что продолжительность страхового стажа влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности. В зависимости от продолжительности стажа работы определяется социальное обеспечение одиноких матерей, а также размер "северных надбавок".
Отметим, что до 2007 г. при расчете указанных пособий учитывался непрерывный стаж. Данное изменение принято на основании Определения Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. N 16- О. Конституционный Суд определил, что положения п. 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию (утв. Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 г. N 252), п. п. 25 - 27
Основных условий обеспечения пособиями и п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, с 1 января 2007 г. не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как противоречащие Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 7 (ч. 1), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) и утрачивают силу.
Порядок исчисления трудового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности до 1 января 2007 г. регулировался Правилами исчисления непрерывного трудового стажа (в ред. от 1 июля 1991 г., с изм., внесенными Решением Верховного Суда России от 11 апреля 2005 г. N ГКПИ04-1644).
Но если фактическая занятость носит сезонный характер, при определении "непрерывности" стажа возникают некоторые вопросы. Например, можно ли считать стаж гардеробщицы в театре непрерывным, учитывая сезонный характер такой работы?
Для решения этого вопроса прежде всего следует определить, является ли для таких работников место работы постоянным в соответствии с трудовым законодательством. Если да, то каким образом оформлены их отношения с работодателем в период, когда они фактически не выполняют служебные обязанности? Обычно после окончания сезона работы, который длится примерно семь месяцев, по заявлению таких работников оформляются очередной отпуск и отпуск без сохранения заработной платы до начала следующего сезона работы.
Следует ли такую работу рассматривать как временную или сезонную?
Согласно ст. 59 ТК РФ временными являются работы продолжительностью до двух месяцев. К примеру, гардеробщицы работают более двух месяцев, поэтому их работа не может рассматриваться как временная.
Сезонными работами в соответствии со ст. 293 ТК РФ признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев. Постановлением Правительства России от 4 июля 2002 г. N 498 утвержден Перечень сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год.
К таким отраслям отнесены:
Таким образом, при определении продолжительности страхового стажа для расчета величины оплаты больничного листа следует учитывать не только сезонность работы, но и принадлежность конкретной организации к отрасли сезонной промышленности. В случае если сезонная промышленность включена в Перечень сезонных отраслей промышленности, то продолжительность работы сотрудника в течение всего сезона приравнивается к полному календарному году.
Постановление Правительства России от 4 июля 2002 г. N 498 применяется в части, не противоречащей ст. ст. 422 и 423 ТК РФ. Согласно данным нормам, не засчитывается в общий страховой стаж межсезонный перерыв, если работник на данном предприятии проработал предыдущий сезон полностью, заключил трудовой договор в следующем сезоне и возвратился на работу в срок, установленный договором. Данное правило применяется в тех отраслях производства, где действующим законодательством допускается суммирование периодов сезонной работы при исчислении продолжительности страхового стажа.
Для определения стажа сотрудника следует обратиться к его трудовой книжке. Учитывая, что в соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в общий страховой стаж следует включать все время, когда работник числится в штате организации, за исключением отдельно оговоренных в законодательстве случаев. Таким образом, для определения размера оплаты больничного листа трудовой стаж не прерывается на время отпуска без сохранения заработной платы.
Кроме того, при определении продолжительности страхового стажа следует также руководствоваться следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) п. 14 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера".
Указанный пункт устанавливает следующее. За работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255, общий страховой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев.
Пример 3. Предприятие, находящееся в районе Крайнего Севера, было ликвидировано.
Сотрудник на момент ликвидации имел страховой стаж - 7 лет 11 месяцев. Он вышел на новую работу спустя 5 месяцев. На момент выхода на новое место работы его трудовой стаж составил 7 лет 11 месяцев.
Оплата больничного листа будет производиться из расчета 80% <*><*> Согласно ст. 7 Закона N 255-ФЗ с 1 января 2007 г. при общем страховом стаже от 8 и более лет по больничному оплачивается 100% среднего заработка; от 5 до 8 лет - 80%; до 5 лет -60%..
Пример 4. Предприятие, находящееся в местности, приравненной к районам Крайнего Север, было ликвидировано. Сотрудник на момент ликвидации имел трудовой стаж 4 года 7 месяцев. Он вышел на новую работу спустя 7 месяцев. На момент выхода на новое место работы его трудовой стаж составил 4 года 7 месяцев.
Независимо от того, что перерыв между увольнением и трудоустройством составил более шести месяцев, оплата больничного листа будет производиться из расчета 60%.
2)п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Указанный пункт устанавливает следующее. Время, в течение которого гражданин в установленном порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей, не учитывается при определении общего страхового стажа. Отметим, что это относится только к безработным, так как сама ст. 28 данного Закона содержит исключительно гарантии социальной поддержки безработных.
Пример 5. Женщина на момент ухода в отпуск по уходу за ребенком имела страховой стаж - 6 лет 2 месяца. После рождения ребенка она находилась в отпуске по уходу за ребенком в течение одного года, затем она уволилась в связи со сменой места жительства.
Спустя 1 год 9 месяцев 20 дней (до исполнения малышу 3 лет) она вышла на новую работу. На момент выхода из отпуска трудовой (страховой) стаж женщины составил 7 лет 2 месяца. Стаж был прерван увольнением, однако в соответствии с п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2006 г.) это время не учитывается в общем стаже, но и не прерывает его.
При заболевании оплата больничного листа будет проводиться из расчета 80%.
Пример 6. Человек состоит на учете в органе службы занятости в качестве безработного и получает пособие по безработице. На момент постановки на учет по безработице страховой стаж составлял 9 лет 11 месяцев.
Спустя четыре месяца человек устроился на работу.
В период нахождения на учете в органе службы занятости человек не состоит в трудовых отношениях, поэтому это время не засчитывается в трудовой (страховой) стаж, однако и не прерывает его. После выхода на работу его трудовой (страховой) стаж составит 9 лет 11 месяцев. Оплата больничного листа будет производиться из расчета 100%.
3) ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (в ред. от 22 апреля 2004 г.).
Указанная статья устанавливает следующее. За работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно- территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и страховой стаж.
Пример 7. Сидорова А.С. представила больничный лист за период с 4 по 18 мая 2007 г.
Трудовой (страховой) стаж Сидоровой А.С. начался 15 апреля 1999 г. С указанного времени по 14 июня 2002 г. она работала на предприятии в ЗАТО "Радужный", затем с 6 ноября 2003 г. до момента болезни (4 мая 2007 г.) - на предприятии г. Владимира.
Период нетрудоспособности не засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж. Таким образом, трудовой (страховой) стаж для расчета больничного листа составляет 6 лет 7 месяцев 28 дней (4 года + 2 года 7 мес. 28 дн.).
Сидорова А.С. имеет право на оплату больничного листа из расчета 80% заработка.
4)п. 1 Указа Президента России от 5 ноября 1992 г. N 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций" (в ред. от 5 октября 2002 г.).
Указанный пункт устанавливает следующее. Беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, у которых отсутствуют правопреемники, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости, время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в общий страховой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.
Пример 8. В трудовой книжке Сидоровой А.С. имеется перерыв в работе - 1 год 4 месяца между увольнением и трудоустройством на новое место работы. Уволена она была в связи с ликвидацией предприятия, находясь в отпуске по уходу за ребенком. На момент ее увольнения ребенку исполнился 1 год и 8 месяцев.
Трудовой (страховой) стаж Сидоровой А.С. начался 15 февраля 1999 г. С этого времени по 14 июня 2002 г. она работала в ЗАТО "Радужный". Следующая запись о приеме на работу – 15 октября 2004 г. Больничный лист оформлен с 4 марта 2007 г.
Учитывая п. 1 Указа Президента России от 5 ноября 1992 г. N 1335, указанный перерыв в работе (между увольнением и трудоустройством) засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж.
Для правильности подсчета страхового стажа работы следует представить копию свидетельства о рождении ребенка. В записи об увольнении должна быть ссылка на п. 1 ст. 81 ТК РФ. Таким образом, непродолжительность общего трудового (страхового) стажа для расчета больничного листа составляет 8 лет.
Сидорова А.С. имеет право на оплату больничного листа из расчета 100% заработка.
5) ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1.
Указанная статья устанавливает следующее. Время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий страховой стаж, а также в стаж по специальности на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях - соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового (страхового) стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством России.
При этом сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел и поступившим на работу или учебу, стаж не прерывается, если со дня увольнения, не считая времени переезда к месту работы или службы, не прошло трех месяцев.
Пример 9. Иванов А.А. проработал в милиции с 1 февраля 2001 г. по 31 января 2005 г. С 10 февраля 2005 г. до момента наступления болезни (11 сентября 2006 г.) Иванов А.А. работал в ООО "МотоКом".
При исчислении страхового стажа время работы в органах внутренних дел следует считать с коэффициентом 1,5 (ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1).
Таким образом, для расчета пособий по временной нетрудоспособности общий страховой стаж будет равен:
(12 x 5) x 1,5 + 1 год 7 мес., что составляет 9 лет 1 мес. (7 лет 6 мес. + 1 год 7 мес.), где:
12 - количество месяцев в году;
5 - полностью отработанные годы в органах внутренних дел;
1,5 - коэффициент, применяемый в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации;
1 год 7 месяцев - трудовой (страховой) стаж с 10 февраля 2005 г. до наступления болезни (11 сентября 2007 г.).
6) ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Указанная статья устанавливает следующее. Родители, дети которых являются ВИЧ- инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних имеют право на сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного - несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста; время ухода за ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним включается в общий трудовой (страховой) стаж.
Пример 10. Иванова А.А. впервые поступила на работу 1 апреля 1998 г. и уволилась с работы 1 октября 1999 г., с формулировкой "Уволена по собственному желанию по уходу за ребенком до 18 лет, п. 3 ст. 77 ТК РФ".
В дальнейшем Иванова А.А. поступила на работу 1 февраля 2007 г. Ребенку 15 марта 2006 г. исполнилось 18 лет.
К 1 февраля 2006 г. у Ивановой А.А. общий страховой стаж составил 8 лет 10 месяцев (2 года 6 мес. + 6 лет 4 мес.), где 2 года 6 месяцев - время работы с 1 апреля 1998 г. по 1 октября 1999 г. Является страховым стажем; 6 лет 4 месяцев - период после увольнения до момента трудоустройства (1 февраля 2007 г.).
7) п. п. 13, 14 и 16 Положения об организации общественных работ, утвержденного
Постановлением Правительства России от 14 июля 1997 г. N 875 (в ред. от 1 февраля 2005 г.).
Указанные пункты устанавливают следующее. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. На них распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудовой (страховой) стаж и засчитывается в него.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. При этом общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости.
Одним из обязательных условий проведения общественных работ является то, что они проводятся в организациях по договорам.
Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки (п. 7 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства России от 14 июля 1997 г. N 875, в ред. от 1 февраля 2005 г. N 49).
Таким образом, если работа признана общественной, временно не имеющий работы человек (или работающий) может по срочному договору выполнять ее. Такая работа не прерывает стаж, в то же время при расчете страхового стажа не включается в него.
Пример 11. Свиридова А.С. уволилась с 1 июня 2007 г., а с 10 июня заключила срочный договор на работу посудомойкой в летнем детском лагере.
При исчислении страхового стажа будет засчитываться время привлечения Свиридовой А.С. к выполнению общественных работ на основании договора.
8) п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 22 апреля 2005 г.).
Указанные пункты устанавливают следующее. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в страховой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
При этом страховой стаж гражданам, уволенным с военной службы, сохраняется при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва со дня увольнения с военной службы и поступления на работу.
Пример 12. Иванов А.А. призван в ряды вооруженных сил с 1 апреля 2004 г. по 31 марта 2006 г. До призыва он имел страховой стаж - 12 месяцев. 20 октября 2006 г. Иванов А.А. вышел на работу. С 18 апреля 2007 г. по 28 апреля 2007 г. Иванов находился на больничном. Для определения процента оплаты больничного листа учитывают трудовой стаж из расчета 12 мес. + 24 мес. x 2 + 17 мес. + 29 дн. = 5 лет 5 месяцев 29 дней, где 12 месяцев - трудовой стаж до призыва; 24 месяца - период военной службы; 5 месяцев 29 дней - страховой стаж с 20 октября 2005 г. по 17 апреля 2006 г.
Учитывая, что общий страховой стаж составляет 5 лет 5 месяцев 29 дней, больничный лист подлежит оплате из расчета 80%.
Отметим, что льготное исчисление периодов военной службы по призыву предусмотрено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ только для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы для зачета в общий трудовой стаж, за который назначается и выплачивается пенсия по старости органами социальной защиты населения (п. 3 ст. 10 данного Закона).
Для должностных лиц таможенных органов, проходивших службу по призыву и не подпадающих под указанные категории, исчисление выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий производится из расчета один день военной службы за один день работы (службы);
9) ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 21 июля 2005 г.).
Указанная статья устанавливает следующее. Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий страховой стаж или срок службы, стаж работы по специальности.
При этом страховой стаж сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий (п. 2 ст. 25 данного Закона).
Супругу депутата Государственной Думы, уволенному в связи с переездом депутата для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий страховой стаж работы (службы) (п. 5 ст. 25 данного Закона).
Пример 13. Федотов С.В. был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Для исполнения своих функций он вместе с семьей переехал в Москву. Срок полномочий закончился через 4 года. По возвращении на основное место жительства Федотов С.В. устроился на работу через 3 месяца.
До избрания Федотова С.В. депутатом его страховой стаж составлял 3 года 6 месяцев. На момент выхода на работу после прекращения депутатских полномочий у Федотова С.В. страховой стаж составляет 7 лет 6 мес.
Учитывая, что стаж общий стаж составляет 7 лет 6 мес., больничный лист подлежит оплате из расчета 80%.
Пример 14. Воспользуемся условием предыдущего примера. При переезде в Москву супруга Федотова С.В. не устроилась на работу. По возвращении на основное место жительства Федотова А.И. устроилась на работу через 2 недели. До избрания супруга депутатом у Федотовой А.И. был страховой стаж 1 год 3 месяца.
На момент выхода на работу после прекращения депутатских полномочий супруга у Федотовой А.И. страховой стаж составляет 5 лет 3 месяца (4 года + 1 год 3 мес.), где 4 года - период нахождения в г. Москве во время исполнения супругом депутатских полномочий; 1 год 3 месяца - страховой стаж до избрания супруга депутатом. При этом, несмотря на фактический перерыв - 4 года 2 недели, страховой стаж составляет 5 лет 3 месяца; 10) ст. 256 ТК РФ. Согласно указанной статье отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет засчитывается в страховой стаж.
Пример 15. Женщина на момент ухода в отпуск по уходу за ребенком имела страховой стаж -5 лет 2 месяца. После рождения ребенка она находилась в отпуске 2 года 9 месяцев 20 дней (отпуск по уходу за ребенком оформляется по окончании больничного листа по беременности и родам, который выдается, как правило, на последующие 70 дней после родов).
После выхода из отпуска у женщины трудовой стаж составил 7 лет 11 месяцев 20 дней (5 лет 2 мес. + 2 года 9 мес. 20 дн.).
В организацию пришел новый сотрудник, который, отработав пару дней, заболел. Как рассчитать средний заработок, ведь он еще не проработал в организации 12 месяцев, необходимых для расчетного периода? Более того, ему еще не начисляли зарплату.
В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней в организации, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного вознаграждения.
Однако нужно иметь в виду еще следующее ограничение: если работник, который за последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности проработал менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием) выплачивается ему в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда <*>, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.<*> Согласно Федеральному закону от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ с 1 сентября 2006 г. установлен равным 1100 руб. в месяц.
Обратите внимание! В 2006 г. указанный период составлял три месяца.
Согласно Письму ФСС РФ от 25 февраля 2004 г. N 02-18/07-1202 указанный период должен определяться в календарных днях.
Фактически проработанные шесть месяцев учитываются суммарно, то есть независимо от того, работал работник в одной и той же организации или у другого работодателя. Поэтому если работник даже имел продолжительный трудовой стаж (например, более 20 лет), а затем по каким- либо причинам не работал в течение 9 месяцев и нескольких дней, то если он вышел на работу и сразу заболел, ему оплатят больничный лист из расчета 100% среднего заработка по последнему (текущему) месту работы.
Такое правило расчета пособия закреплено в ст. 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 г." (с изм. от 29 декабря 2004 г.). Действие указанной статьи продлено на 2007 г.
Период работы у предыдущего работодателя (работодателей) определяется в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров.
Обратите внимание! Форма N 2-НДФЛ не может применяться в качестве документа, подтверждающего период фактической работы, так как он не содержит информации, необходимой для исчисления пособия по временной нетрудоспособности.
Пример 16. Сотрудник принят на работу 11 января 2007 г. Ранее страхового стажа у данного лица не было. Полугодовой период работы истекает 10 июля 2007 г., то есть начиная с 10 июля 2007 г. работник будет иметь право на исчисление пособия по общим правилам.
Если работник в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности проработал фактически шесть месяцев и более, расчетный период определяется в порядке, установленном п. п. 4 - 7 Порядка исчисления средней заработной платы, то есть исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного вознаграждения.
Весьма распространенная ситуация: сотрудник устраивается на работу, а спустя несколько месяцев (менее 12) заболевает. С одной стороны, у него вроде бы есть отработанное время и право на оплату пособия из расчета средней зарплаты, с другой стороны - нет отработанного расчетного периода в организации. Что делать?
Вовсе нет. Расчетным периодом для людей, принятых на работу в организацию меньше года назад, является время, которое они фактически отработали до месяца нетрудоспособности. Согласно п. 8 Порядка исчисления средней заработной платы во всех случаях, кроме применения суммированного учета рабочего времени, для определения среднего заработка используется средний дневной заработок (при применении суммированного учета рабочего времени используется средний часовой заработок). Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество календарных дней в этом периоде.
Пример 17. Иванов С.С. представил больничный лист на период с 12 мая 2007 г. по 20 мая
2007 г. включительно. Работник имеет право на оплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100%. На предприятие Иванов С.С. был принят 21 сентября 2006 г. с окладом 11 000 руб. Иванов С.С. полностью отработал период с момента поступления на работу до наступления заболевания.
Определим средний дневной заработок:
(2894,74 + 11 000 x 7) : (10 + 31 + 30 + 31 + 31 + 28 + 31 + 30) = 359,89 руб.,
где (2894,74 + 11 000 x 7) - начисленная зарплата до мая 2007 г.; (10 + 31 + 30 + 31 + 31 + 28 + 31 + 30) - количество календарных дней в расчетном периоде.
Определим сумму максимального дневного пособия: 16 125 : 31 = 520,16 руб.
Для расчета пособия будет применяться меньшее из полученных значений. Так как 359,89 < 520,16, пособие Иванову С.С. следует рассчитывать из среднедневного заработка в размере 359,89 руб.
Сумма пособия по временной нетрудоспособности составит: